Прицепы для легковых автомобилей на сегодняшний день можно встретить практически повсеместно. И летом и зимой на них перевозят катера и лодки, снегоходы, мотоциклы, мотовездеходы и гидроциклы, доски, гравий и прочие грузы для малого строительства и даже автомобили и мобильные электростанции. О безопасности дорожного движения никогда не лишне поговорить - в этой статье мы собрали некоторые приемы безопасного вождения автомобиля с легковым прицепом в наиболее распространенных ситуациях обгона и торможения.
Обгон при движении с автомобильным прицепом
Обгон при движении с легковым прицепом выполняют очень осторожно: обгоняют лишь тихоходные транспортные средства. При этом следует учитывать, что зона обгона значительно увеличивается за счет уменьшения относительной скорости между обгоняющим и обгоняемым, а также за счет увеличения зоны возвращения на свою полосу движения после обгона.
Поэтому принимайте решение о начале данного маневра только в том случае, если есть хороший обзор дорог, не требуется значительно увеличивать скорость движения и нет помех, затрудняющих проезд на высокой скорости. Автомобиль с прицепом при обгоне должен иметь достаточный запас скорости. По сравнению с другими участниками дорожного движения, в случае вынужденного прекращения обгона связке "тягача" с автомобильным прицепом также сложнее вновь вернуться и в бывший "свой" ряд.
Торможение автомобиля с легковым прицепом
Затормозить автомобиль с легковым прицепом также сложнее, чем без оного, поэтому перед торможением заблаговременно снижайте скорость движения. Тормозите плавно и преимущественно на прямолинейных участках. Тормозной путь тягача с автомобильным прицепом значительно длиннее, чем у одиночного автомобиля, поэтому важно научиться рассчитывать момент начала торможения и его интенсивность.
Резкое торможение недопустимо - сильные толчки прицепа могут вызвать занос или привести к поломке автомобиля и авто прицепа. Если начинается занос автомобильного прицепа, плавно увеличивайте скорость, выровняйте автомобиль, а затем снова начните торможение, конечно, если позволяет дорожная ситуация. Резкое торможение допустимо только в самых исключительных случаях для предотвращения аварий.
На длинных крутых спусках тормоза автопоезда испытывают значительные напряжения. Здесь можно рекомендовать перейти на низшую передачу и тормозить двигателем.
Кроме того, легковому автомобилю с прицепом свойственна склонность к "складыванию" - явлению, когда прицеп набегает на автомобиль и стремится сдвинуть его в сторону, вызывая занос. Это происходит обычно при торможении и, наиболее часто, при торможении на повороте. Учитывая это, не следует тормозить при разъезде с встречными транспортными средствами, на поворотах, при объезде препятствий; скорость лучше погасить заблаговременно. Если уж вы попали в складывание, то выравнивайте ситуацию немедленным прекращением торможения и увеличением скорости.
Тормоза авто прицепа регулируют таким образом, чтобы его колеса затормаживались несколько раньше, чем колеса автомобиля - это повышает устойчивость автомобиля с прицепом при торможении. Такая регулировка исключает подталкивание тягача автомобильным прицепом и способствует уменьшению тормозного пути.
Какие нужны права, чтобы ездить с трейлером?
По действующему, на данный момент, законодательству, прав с категорией «В» достаточно, если разрешенная максимальная масса буксируемого трейлера не превышает 750 кг. Либо если разрешенная максимальная масса трейлера не превышает массу снаряженного автомобиля, относящегося к категории «В», а разрешенная максимальная масса такой комбинации транспортных средств не превышает 3 500 кг.
В случае же, когда прицеп или состав «автомобиль+прицеп» в эти рамки не вписываются, придется открывать в правах дополнительно категорию «Е».
Можно ли использовать трейлер с любым автомобилем?
Да, если его разрешенная максимальная масса не превышает массу снаряженного автомобиля, относящегося к категории «В». Что касается прицепного узла – фаркопа, то технически его можно поставить на любую машину.
Как нужно дооборудовать автомобиль, чтобы использовать трейлер?
Это, как уже упоминалось, установка фаркопа, а также выведение дополнительной электропроводки для световых приборов (габаритов, поворотников и стоп-сигналов) трейлера.
По каким параметрам подбирается трейлер к автомобилю?
Прежде всего, нужно ответить на вопрос: для чего вам нужен трейлер – возить доски-кирпичи, гидроцикл или катер? А может, мобильный дачный домик? Далее внимательно читаем технические характеристики прицепа и оцениваем, вписывается будущий состав в категорию «В» или нет.
Нелишним будет ознакомиться и с инструкцией к своему автомобилю, где присутствует пункт «максимальная масса буксируемого трейлера оборудованного/не оборудованного тормозами». Эти сведения можно поискать в Интернете или позвонить на дилерскую станцию. После этого делаем выбор.
Каковы особенности езды с трейлером?
Вообще-то, трейлер, особенно загруженный, ощутимо снижает разгонную динамику машины и увеличивает тормозной путь. Это необходимо учитывать при торможении и выполнении обгонов.
Тормозить надо плавно – независимо от того, порожний прицеп или груженый. Важно соблюдать дистанцию до идущей впереди машины. Перед поворотом снижать скорость лучше заранее, а его самого проходить «внатяг». Рывки при торможении, особенно при прохождении поворотов, могут спровоцировать занос прицепа или автомобиля и их «складывание».
На больших скоростях прицеп подвержен раскачиванию из стороны в сторону. Согласно ПДД, максимальная скорость легкового автомобиля с прицепом вне населенных пунктов на автомагистралях не должна превышать 90 км/ч, на остальных дорогах – 70 км/ч.
При езде с прицепом значительно усложняются перестроение в потоке автомобилей, маневрирование и парковка в городских условиях. Особо сложным является движение задним ходом. При этом большой прицеп ухудшает задний обзор.
Так, в салонное зеркало, например, становится уже ничего, кроме собственного прицепа-дачи, не видно. Правда, в случае необходимости можно установить дополнительные, так называемые караванные, зеркала заднего обзора. Они устанавливаются либо на капот автомобиля, либо на штатные зеркала заднего обзора. С прицепами с большой площадью кузова – такими, как прицеп-дача или тентованный грузовой – надо проявлять осторожность при движении в сильный ветер.
Как правильно загружать трейлер?
Груз следует размещать равномерно – таким образом, чтобы его центр тяжести находился над осью (если она одна) или между осями прицепа. Смещение центра тяжести вперед вызовет излишнюю нагрузку на сцепное устройство и всю заднюю часть автомобиля, снижая сцепление управляемых колес с дорогой.
Смещение назад приведет к подъему задней части автомобиля, что ухудшит сцепление с дорогой задних колес. При этом центр тяжести перевозимого груза должен быть как можно ниже, поскольку чем выше он оказывается, тем более склонен прицеп к продольной и поперечной раскачке, ухудшающей управляемость.
Может ли груз выступать за габариты трейлера?
Согласно гл. 23 ПДД РФ, груз не должен выступать сзади более чем на 2 м, в ширину – быть более 2.55 м, а высота прицепа с грузом должна быть не более 4 м от поверхности проезжей части.
При этом груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м (или сбоку более чем на 0.4 м от внешнего края габаритного огня), должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди – фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади – фонарем или световозвращателем красного цвета.
Что нельзя перевозить в трейлере?
Прежде всего, кого: людей. В том числе, и в прицепе-даче. Не допускается перевозить взрывоопасные и легковоспламеняющиеся вещества. К таким де-юре относятся и канистра с бензином, и бытовой газовый баллон. Впрочем, де-факто их возят все, и инспекторы ГИБДД не придираются. Но если в прицепе целый склад ГСМ – инспектор может тормознуть на законных основаниях.
Кроме того, по предписанию п. 23.3. ПДД РФ, груз не должен ограничивать обзор, мешать управлению, нарушать устойчивость транспортного средства, закрывать внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствовать восприятию сигналов, подаваемых рукой. Также груз не должен создавать шум, пылить, загрязнять дорогу и окружающую среду.
Как трейлер влияет на техническое состояние и ресурс машины?
Поскольку трейлер – это всегда лишний вес, соответственно, это и дополнительная нагрузка на автомобиль: прежде всего, на двигатель и трансмиссию, износ которых, при прочих равных условиях, происходит быстрее.
Однако тут многое зависит от самого состава. Например, для большого внедорожника с пятилитровым мотором, который возит легкий прицеп с гидроциклом и седана С-класса, таскающего громоздкий прицеп-дачу, «допнагрузка» и ускорение износа будут разными. В первом случае они сводятся практически к нулю, а во втором станут заметны уже после двух-трех лет эксплуатации.
Насколько возрастает расход топлива автомобиля?
В среднем, расход топлива увеличивается от 5 до 15% и даже более. Но здесь многое зависит, опять-таки, от пропорций состава «мощность автомобиля – масса прицепа». Свой вклад вносят и условия езды: километраж по городу и по проселкам.
Нужно ли ставить на трейлер зимнюю/летнюю резину?
В России – не нужно. Тем более, что большинство новых прицепов, особенно отечественного производства, продаются у нас со всесезонной резиной. Но вот тем, кто собирается в путешествие в страны Евросоюза, стоит вспомнить про времена года: в ЕС для прицепов сезонная смена резины обязательна.
Обязательно ли регистрировать трейлер в ГИБДД?
Обязательно. Прицеп должен быть зарегистрирован по месту жительства владельца не позднее пяти суток после его приобретения, снятия с учета или таможенного оформления. При продаже через розничную торговую сеть или при таможенном оформлении на прицеп выдаются паспорт транспортного средства (ПТС) и составляется договор купли- продажи.
В ПТС содержится информация о марке и модели, а также идентификационном номере (VIN), годе выпуска, полной массе, номере кузова и/или рамы. Договор купли продажи является документом, подтверждающим право владения прицепом.
При регистрации владельцу выдается свидетельство и номерной знак.
Должен ли трейлер проходить техосмотр?
НЕ Должен. Трейлеры не подлежат техосмотру
Источник: http://m-camper.ru/main.php |